ГЛАВНАЯ » Детки от 3 до 7 лет » развитие ребенка » Развитие ребенка от 3 до 4 лет

Развитие ребенка от 3 до 4 лет

Итак, вашему малышу уже исполнилось 3 года. Определим примерные вехи развития в этот период.

Начнем с двигательной активности.

В этом возрасте ребенок уже умеет стоять на цыпочках несколько секунд и даже передвигаться таким образом на пару метров.

Не составляет для него труда и упражнение «Цапля» - простоять на одной ноге пару-тройку секунд. 

Если нарисовать на асфальте линию, то малыш сможет ее перепрыгнуть вслед за мамой.

По лестнице поднимается, ставя одну ногу на одну ступеньку, а спускается, ставя обе ноги на ступеньку. Последнюю ступеньку может преодолеть прыжком на двух ногах.

Играет в мяч. Толкает его ногами. Ловит руками брошенный мяч с расстояния метр-два.

В танце или  в игре может одновременно топать ногами и хлопать руками. 

Навыки самообслуживания.

В этом возрасте все дети должны уметь самостоятельно кушать ложкой и вилкой, держа их по взрослому (не всей ладошкой сразу, а пальцами). 

Малыш самостоятельно одевается и раздевается, застегивает пуговицы, учится завязывать шнурки.

Способен убирать за собой игрушки и аккуратно складывать одежду. 

Вообще, аккуратность для многих детей в этом возрасте становится очень важной. Они замечают дырочки и пятна на одежде, расстраиваются, если неправильно застегнули пуговицы. По этой же причине стремятся сами высмаркиваться, мыть руки, вытирают ноги при входе в квартиру. Аккуратность – это проявление собственного Я, которое окончательно сформировалось после кризиса 3х лет.

В этом возрасте малыш стремится всячески помогать маме: накрывать стол к обеду, поливать цветы, в супермаркете – берет продукты с полок и стремится сам расплатиться в кассе.  

Психическое развитие 

Наглядно-действенное мышление, активно развивается наглядно-образное. Проверить это можно с помощью обычной пирамидки. Малыш собирает пирамидку из 10 колец: по размеру, по цвету, по образцу в виде такой же пирамидки рядом или по рисунку. 

«Коробочка форм»: правильно вкладывает фигурки в прорези. Если пытается засунуть фигурку во все прорези подряд, находя подходящую, то это наглядно-действенное мышление. Если ориентируется «на глаз», соотносит рисунок на фигурке с рисунком прорези, то это наглядно-образное мышление. К четырем годам большинство детей оперирует в этом случае зрительным соотношением.

В 3 года может выложить по размеру 3 предмета, к 4-ем годам уже 5-7 предметов. 

Называет характеристики предметов: мягкий, твердый, холодный, горячий, колючий. 

С помощью конструктора строит «осмысленные» конструкции: дом, гараж, мост, клумба. Использует их в игре, в том числе, в сюжетной. 

В игре с другими детьми принимает на себя определенную роль, стремится выполнять правила или очередь, если таковая имеется. В этом возрасте детям просто необходимо посещать детский сад или развивающий клуб. Подольск обзавелся множеством развивающих клубов практически в каждой части города. Так что, у родителей не возникнет сложностей с социализацией ребенка даже при отсутствии свободных мест в детском саду. 

Многие дети уже к 3ем годам начинают проявлять воображение в игре. Называют себя мамой или папой, а игрушку дочкой или сыночком. На вопрос «кто ты» отвечает персонажем, придумывает ему определенные действия. Может говорить и за себя, и за игрушку. 

В процессе рисования правильно держит карандаш или кисть, проводит горизонтальные и вертикальные линии, круглые формы (цветочек, солнышко, помидор и др.). При этом проявляет воображение и рассказывает, что именно он нарисовал.

Появляется чувство гордости за себя, папу и маму. Начинает сравнивать людей друг с другом: «я бегаю лучше Паши», «папа сильнее дяди Саши», «мама красивее тети Оли». Соответственно, оценивает людей: красивый, добрый, злой, жадный. 

В этом возрасте большинство детей уже сопереживают другим и действуют, исходя из ситуации: жалеют, если что-то болит; стараются не шуметь, если кто-то спит, радуются за других.

Такие чувства, как огорчение и стыд, становятся более продолжительными по времени. 

Появляются возрастные страхи: страх незнакомых людей и страх темноты. Может появиться страх животных.

Ориентируется во времени: утро – день – вечер, прошлое – будущее.  

Способен контролировать свое желание поиграть, побегать по тротуарам. Начинает определять право – лево. В этот период уже можно определить праворукость и леворукость у детей. 

К этому возрасту у большинства детей формируются понятия «свое» и «чужое». 

Различает части тела и называет, за что они отвечают: глаза смотрят, уши слушают. Знает, что у людей – руки, у собаки – лапы, у птицы – крылья.

Различает и называет минимум 4 цвета.

Активная речь 

4 года – определенный рубеж, когда уже видно, есть ли у ребенка проблемы с произношением. В этом возрасте при необходимости начинается работа с логопедом.

Существует некоторый набор слов, понятий, фраз, которыми овладевает каждый ребенок к этому возрасту:

1. Некоторые животные и их детеныши.

2. Одежда, посуда, техника, предметы обихода.

3. «Я сам», «я ем», «я пошел» и т.п.

4. «Он», «она», «мы», «они», «мое».

5. Учится соединять простые фразы в сложные предложения.

6. Отвечает на вопросы мамы, опираясь на сюжетную картинку.

7. Может рассказать по картинке любимую сказку.

Помимо этого, дети начинают заучивать первые несложные стишки, появляется словотворчество и интерес к рифме. Прислушивается к разговорам взрослых между собой. На вопрос «как тебя зовут?» может ответить именем и фамилией.

К 4ем годам называет имена мамы и папы.

Учится показывать на пальцах и называть свой возраст. 

В речи ребенка должен твердо утвердиться вопрос «почему». Родителям необходимо тщательно поддерживать умственную активность ребенка. 


А теперь хотелось бы донести до вас, дорогие родители, главную мысль: вы – главная поддержка естественного развития ребенка. Не стоит думать, что вполне достаточно найти хорошую няню или хороший детский сад. Мама и папа – всегда останутся главными педагогами для ребенка.  А как это правильно использовать, мы поговорим в других статьях на нашем портале podolsk-baby.ru. 

Автор статьи: Татьяна Королева



Комментировать статью


  • Обязательные для заполнения поля помечены знаком *.